С автовладельцев снимут груз учета

С автовладельцев снимут груз учета

ГИБДД намерена разрешить автовладельцам продавать машину без снятия с учета и сохранять при этом прежние номерные знаки за новым собственником. Такая норма содержится в проекте административного регламента МВД, регулирующего регистрационные действия с автотранспортом. Постановка машины на учет теперь должна занимать не более четырех часов (сейчас — шесть), а стоить — вчетверо дешевле. Документ позволит купить автомобиль во Владивостоке и зарегистрировать его с региональным кодом 25, например, в Москве. В перспективе Госавтоинспекция планирует вообще отказаться от цифрового обозначения региона в госзнаке.


На сайте МВД опубликован проект Административного регламента по предоставлению госуслуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Главное нововведение документа — отсутствие необходимости снимать машину с учета при продаже. Сейчас такая возможность предусмотрена, но только по заявлениям старого и нового собственников. По предлагаемым ГИБДД правилам собственник должен лишь заключить с новым автовладельцем договор купли-продажи, получить деньги и отдать ключи от машины. Новый хозяин уже самостоятельно поставит машину на учет, при этом старые номера сохранятся автоматически, но могут быть и заменены — по желанию владельца. 
Поставить машину на учет можно будет в любом регионе России независимо от регистрации собственника. Это означает, к примеру, что автомобиль можно купить в Казани, не снимая с учета, приехать на нем в Санкт-Петербург, зарегистрировать там и продолжать ездить с госномером Татарии (код региона 16). «В перспективе мы вообще придем к тому, что код региона в номере исчезнет»,— говорят в ГИБДД. Сохранение госномеров повлечет существенную экономию для автовладельцев, которые будут платить 500 руб. лишь за внесение изменений в документы (сейчас вместе с выдачей номеров процедура обходится в 2 тыс. руб.). 
По данным Госавтоинспекции на начало 2012 года, в России зарегистрировано 47 млн транспортных средств. Среди них 36 млн легковых автомобилей (6% прироста за год), 5,5 млн грузовиков (2,4% прироста) и 2,6 млн мотоциклов (на 2,6% меньше, чем было в 2010 году). 
Из-за роста автопарка в последние годы граждане регулярно испытывают трудности при регистрации транспорта — процедура сильно забюрократизирована, из-за чего водители жалуются на многочасовые очереди в ГИБДД. Это, в свою очередь, порождает коррупцию, когда ускорить процесс можно за дополнительные деньги. Руководство МВД пытается эту проблему решить. Первый этап реформы проведен в 2008 году: принят регламент, согласно которому на обслуживание гражданина при регистрации автомобиля отводилось не более шести часов (включая ожидание в очереди). 
В 2011 году правила снова упростили: отменена проверка инспектором номера двигателя при снятии-постановке транспортного средства на учет, а заявление на регистрацию машины разрешили заполнять через интернет. В ГИБДД говорят, что эти меры «оказали положительное влияние» на процесс регистрации автомобилей. Судя по интернет-форумам, в последнее время действительно отмечались случаи, когда водители умудрялись получать номера за полтора-два часа. Тем не менее в ряде регионов проблема по-прежнему стоит очень остро. 
До сих пор процедура официального снятия машины с учета позволяла потенциальным покупателям убедиться в отсутствии криминального прошлого автомобиля: инспектор ГИБДД осматривает автомобиль и сверяет номера агрегатов, чтобы удостовериться в отсутствии следов подделки. Новые нормы означают, что ответственность за покупку машины с сомнительным прошлым полностью ложиться на покупателя: если при постановке на учет выясниться, что автомобиль украден или номера агрегатов перебиты, регистрировать его запретят, а документы будут задержаны и переданы в полицию для разбирательства. 
В связи с сохранением старых номеров отпадает и необходимость получать транзитные номера (сейчас автовладелец платит за них от 100 до 1 тыс. руб.). Такие номера понадобятся только в том случае, если автомобиль уезжает из России за рубеж. 
Что касается процедуры постановки на учет, то на нее (а также на любые другие регистрационные действия) сотрудникам ГИБДД отпустят не более четырех часов. Из них два часа регламентом отводится на ожидание заявителя в очереди (при входе в ГИБДД гражданин должен взять талончик в автомате) и еще два часа — на «регистрационное действие». Это на два часа быстрее, чем предусмотрено действующим регламентом МВД. Если время ожидания превышено, гражданин имеет право подать жалобу (о том, насколько вежлив инспектор ГИБДД должен быть с гражданами, см. справку). 
Тем временем ряд вопросов новый регламент оставляет открытыми. В частности, непонятно, сколько времени выделяется новому владельцу на постановку на учет автомобиля после заключения договора. Этот вопрос актуален в связи с тем, что новый собственник может совершить на автомобиле ряд правонарушений, зафиксированных камерой, которая распознает номера. До тех пор пока машина не поставлена на учет, штрафы по почте будет получать старый собственник. В ГИБДД говорят, что старый владелец при желании имеет право «прекратить регистрацию автомобиля» (то есть снять с учета самостоятельно), если сомневается в надежности покупателя. В этом случае номера и документы на машину объявляются в розыск. 
Точные сроки вступления в силу нового регламента ГИБДД не указывает. Источники «Ъ» в ведомстве говорят, что новые правила могут вступить в силу уже в октябре. Следующий этап по реформе регистрации автомобилей — принятие закона, который позволит ставить машину на учет прямо в автосалоне. После этого Минэкономразвития должно разработать правила продажи с аукционов госномеров с запоминающимся сочетанием символов. 
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2000857

Источник